МКОУ "КАРЧАГСКАЯ СОШ ИМ. М.КАРАХАНОВА"
О школе
Добро пожаловать на наш официальный сайт!
Наш сайт позволит Вам поближе познакомиться с жизнью нашей школы. На нашем сайте можно узнать о самых важных событиях нашего учебного учреждения. Нам интересно Ваше мнение о школе. Ждём Ваши отзывы и пожелания! С большим интересом будут восприняты предложения по улучшению информационного содержания сайта.
Благодарим Вас за посещение сайта!
История школы
История Карчагской школы.
В дореволюционный период дело просвещения народа находилась на низком уровне. Грамотных людей было мало. При сельской мечети функционировало медресе. Образование носило духовный характер. Все изменилось с приходом советской власти.
Правительство Дагестана стало обращать серьезное внимание на необходимость поднять общеобразовательный и культурный уровень трудящихся. Этим занимался в правительстве Дагестана Народный комиссариат просвещения, который начал свою работу в 1921 году. В 1920- 1930 годы в республике приводились в порядок школьные помещения и строились новые школы, готовились школьное оборудование, учебники и учебные пособия, разрабатывались учебные планы и программы. Принимались меры для подготовки квалифицированных преподавательских кадров.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 14.08.1930 года обязательное начальное обучение детей вводилось с 1930 – 1931 учебного года. Для Касумкентского района учебный год вводился в 1931 – 1932 г.
Проводя в жизнь постановления правительства республики, администрация Касумкентского района решила организовать пункт просвещения и в селении Карчаг. Карчагская сельская школа по ликвидации неграмотности и дальнейшего приобщения молодежи к образованию начала свою деятельность с 1931 года. На базе ликвидации безграмотности в дальнейшем предусматривалась открыть школу с начально образовательным четырёхлетним статусом.
Конечно, на первых порах дело просвещения народа продвигалось очень медленно. Не было специального здания, остро ощущалась нехватка учебных пособий, учебников, оборудования. И самое главное – отсутствовали педагогические кадры. Да и жители, особенно старших возрастов, неохотно шли на курсы по ликвидации безграмотности. Несмотря на организационно-технические трудности, просветительная деятельность наладилась. Для проведения занятий арендовались помещения в частных домах. Уроки проводились на первых порах в домах Агабека Ибрагимова, Ибремпаши Сефербекова. Была подготовлена учебно-техническая часть. Специалистов приглашали со стороны, с других сёл. С 1936 года школа по ликвидации безграмотности взрослого населения стала официально учебным заведением начально-четырехлетнего обучения. В 1934-1935 годах силами сельчан на северной окраине села было возведено здание школы. По воспоминаниям старожилов Карчага, каждая семья оказывала посильную помощь в течение нескольких дней. Хотя к этому времени кое-как была налажена учебно-техническая часть, нехватка квалифицированных специалистов ощущалась явно. Не было самое главное – своих сельских кадров. По прежнему, учителя были приезжие из сёл Касумкентского района: Ашага-стала, Юхари-стала, Орта-стала, Куркента.
Это Садыков Мугудин, Шихнебиев Абдукерим (первый директор 1937-1942), Билалов Алдер (директор в 1942-1949г.). Со временем с 1940-1950 г. стали работать в школе и местные, свои кадры. Это Абдулмеджидов Абдулсен, Абасов Мирзеага, Гамидулаев Мугудин. Сегодня уже почти все учителя – это выходцы из Карчага.
С начала сороковых и до 1962 года школа функционировала как семилетка. С 1975 года Карчагская школа стала полной средней. Это связано отчасти с возросшими требованиями времени, а также с увеличением численности жителей села и соответствием детей школьного возраста, но и конечно же, с наличием своих сельских педагогических кадров.
С 1967 года по 2013 год директором школы работал Магомедов Мизамудин Юзбекович - «Отличник народного образования».
С 2013 года директором стал опытный педагог с многолетним преподавательским стажем. Бывший заместитель директора, «Почетный работник общего образования РФ», обладатель гранта РФ – Абдулмеджидов Камалудин Абдулсенович.
В настоящее время, с сентября 2019 года, директором школы назначен Курбанов Насир Ахмедович, учитель с большим стажем, «Почетный работник общего образования РФ», опытный педагог, имеющий навыки администратора, организатора.
В школе сегодня трудятся 25 педагогов. Среди них есть педагоги наставники, заслужившие правительственные награды: Абдулмеджидов К.А. –лауреат гранда Президента РФ, Курбанов Н.А., Магомедова А.Р. , Кадималиева Г.А., Абасов А.М. – Почетные работники сферы воспитания и образования.
Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Это есть с одной стороны показатель успешной работы школы, её коллектива по взращиванию местных специалистов. Уже после переселения жителей на низменность, которое произошло в 1956-1957 годы, здание школы было заново построено на новом месте. В 2005 году к школе пристроено современное здание со всеми удобствами. Несмотря на некоторые недостатки, силами коллектива учителей, дирекции, технического персонала, учебное заведение приняло надлежащий вид.
С начала сороковых и до 1962 года школа функционировала как семилетка. С 1975 года Карчагская школа стала полной средней. Это связано отчасти с возросшими требованиями времени, а также с увеличением численности жителей села и соответствием детей школьного возраста, но и конечно, с наличием своих педагогических кадров.
Развитие образования в многонациональном Дагестане тесным образом было связано с вопросом о языке преподавания и созданием письменности и алфавита. Что же касается языка обучения, то здесь тоже было много трудностей. Преимущество было отдано тюркскому языку. Тюрский язык стал государственным языком (в Дагестане), а следовательно, и языком, на котором шло преподавание в школе. Это привело к путанице, так как во многих местах продолжали в школьной и административной работе пользоваться родными языками. Это создавало большие трудности в деле подготовки учительских кадров из коренных народностей и в создании школьных учебников. Тем более, центральный государственный аппарат пользовался русским языком. Создавалось «троязычие» в языке общения. Учитывая эти обстоятельства, руководство Дагестана в 1937 году приняло постановление о переводе национальных школ на русский язык обучения. Теперь преподавание должно было вестись на русском и родном языках. Это давало возможность выпускникам национальных школ продолжать своё образование в средних и высших учебных заведениях, что коренным образом меняло в лучшую сторону подготовку местных кадров.
В это время снова был поднят снова вопрос об алфавите, так как стало понятно, что арабская письменность довольно трудно воспринимается учащимися. В 1928 году для школ была выработана письменность на основе латинского алфавита. С 1939 года преподавание в школах республики началось с введения русского алфавита, как основы письменности. Считалось, что русский алфавит наиболее подходящий для национальных школ и языков.
И в Карчагской школе происходили все изменения, связанные с письменностью, языком преподавания, как и во всей республике. С 1939 года школа перешла на русский алфавит и русский язык преподавания.
Сегодня обучение в школе ведется на нескольких языках: лезгинском, русском, английском. Это степень высококачественности образовательного процесса. Как и любое учебное заведение, наша школа гордится своими выпускниками. За годы функционирования более 40 человек окончили школу с медалями. Многие из них стали именитыми людьми.
Многие из них стали учеными, врачами, учителями известными общественными деятелями, знаменитыми спортсменами: Абасов М.М. – академик, доктор биологических наук, Кухмазов К.З. – академик, доктор технических наук, Алибалаева Т.С. – профессор, доктор с/х наук, Кадималиев М.М. – доцент, кандидат с/х наук, Абдурахманов Р.Г. – доктор биологических наук, Абасова Э.А. – доцент, к/фил. наук, Гасанов М.Н. – подполковник мед. Службы, Рамазанов М.Р. – подполковник внутренних дел, Наврузов А.И. – подполковник военной службы, Караханов М.С., Казанфаров П.К. – мастера спорта СССР по борьбе, Меджидов Я.М – чемпион мира по греплингу, Меджидов А.А. – мастер спорта по боксу. Это список можно было продолжит, так как история любой школы не заканчивается: школа живет, и гордиться своими учителями, учащимися и выпускниками.

Образование и формы обучения
Программа развития
Фотографии
